От знакомых учителей услышал, что в школах распространяется информация о хороших спектаклях гастролирующего в Таллине театра “НитьЯ”. Тема постановок – семейное счастье. По привычке, прежде чем отправить детей, решил посмотреть сам в интернете. Все понравилось, но несколько фраз показались чужими и насторожили. В заключительном акте артисты выводят на сцену своего, как они говорят, вдохновителя – Олега Торсунова. Опять, больше по привычке, “забиваю” в поисковик  “вдохновителя”,  и тут  “просыпаюсь”. Олег Торсунов везде фигурирует, как распространитель ведических знаний! Еще раз просматриваю постановку, теперь уже в поисках тех потоков, которые могут исходить из этого вдохновляющего источника. И опять покоряет апелляция  к христиански –  значимым мотивам; упоминается неопалимая купина, но упоминается как-то легко, походя. Как будто событие это не уникальное, явленное одному только Моисею, а то, которое может увидеть каждый. Но если стряхнуть с себя шарм спектакля и представить, что я слышу голос из куста… Думаю разумно поступит тот, кто как можно быстрее и дальше убежит от этих кустов. Но не все так просто: для того что бы увидеть и горящий куст и, как “Он” “пробежал по лужам не замочив своих стоп”, герой постановки входит в особое состояние. Какое же? Он “оглох, ослеп, потерял чувство веса и стал бесконечным пространством темноты”. Даже не акцентируя внимания на темноте, можно сказать, что это – довольно точное описание одной из ступеней саматхи, состояния  в котором происходит полное прекращение всех функций ума. Теперь уже становится легче разглядеть, что предложенная постановка двухплановая.
Первый план – это история Паши и Любы, талантливо сыгранная актерами, но это всего лишь завеса,  из-за которой нам вещают кришнаитские “истины”, – вот это и есть второй, и основной план. Ведь это в кришнаитских практиках применяются различные средства, помогающие человеку перестать ощущать собственное тело, заставить его поверить, что он выходит в астрал и сливается в экстазе с ним – Кришной.
Нам, христианам, пытаются объяснить, что Бог является человеку “в той или иной непостижимой ипостаси”. Но разве мы не знаем, что Господь явился однажды, как воплощенное слово (Иоанн. 1.14), что нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян. 4.12). Нам, очень легко, как само собой разумеющееся, говорят о прошлых жизнях, хотя апостол Павел в послании к евреям пишет: “человекам положено однажды умереть, а потом суд”(Евр.9,27). Всё это нам говорят, понимая, что не только Христово, но всякое слово есть семя, которое сторицею принесет соответствующий плод. Так стоит ли нам засевать поле своего сердца этими плевелами?
Нетрудно разглядеть во всем этом представлении с недавних пор применяемый маркетинговый прием. Неважно, что вы будете организовывать – корпоратив, фестиваль или, как в данном случае, постановку. Важно одно – создать легкую, непринужденную и даже ласковую атмосферу, но, при этом, во всем пространстве нахождения предполагаемого потребителя должны быть рассыпаны брендовые символы. Результат: у клиента возникает прочная ассоциативная связь между брендом и приятным состоянием. И когда побывавшему в такой обработке придется выбирать, он подсознательно выберет уже навязанный ему вариант. Брендом же в нашем случае являются вышеназванные идеи и… сам Торсунов. Вот что нам предлагает театр “НитьЯ”.
Кстати, о названии. В ведических текстах встречается божество по имени Нитьянанда Парабху. В детстве оно (или он) любил со своими сверстниками разыгрывать сценки, а иногда и целые спектакли (разумеется, на ведические темы). Один из текстов говорит, что это самое таинственное и милостивое божество, а вот его словесный портрет: “От пьянящей любви к богу глаза господа Нитьянанды свирепо вращались под изогнутыми дугой бровями, словно две стремительные колибри. …иногда Его кожа становилась темной и блестящей, что выдавало в нем господа Вишну… Вертя своей красной палкой, которой он благословлял преданных и наказывал безбожников, Нитьянанда напоминал обезумевшего льва. Он всегда оставался необузданным авадхутой, и никто не знал, что ожидать от него в следующее мгновенье”. Не лишним будет напомнить и о том, как говорит о самом себе Кришна: «Я – Яма, Бог смерти… Я – всепожирающая смерть… Я есть время, великий разрушитель миров, и Я пришел сюда, чтобы уничтожить всех людей» («Бхагавад-Гита как она есть», глава 10, тексты 29, 34; глава 11, текст 32) Ни к этим ли падшим творениям  Божиим хотят нас привести Торсунов и компания?

Прот. Андрей Мере