Историческая справка
hram1Храм в честь иконы Божией Матери “Всех Скорбящих Радость» находится в районе улицы Ситси.
Он очень маленький и стоит в плотном окружении домов, но они не подавляют, а скорее наоборот: возникает впечатление некой уединенности. Впечатление усиливается благодаря высокому,прочно сложенному из серого силикатного кирпича забору.
Архиерейским чином храм во имя иконы Божией Матери “Всех Скорбящих Радость” был освящен митрополитом Таллиннским и всея Эстонии Корнилием недавно – 12 октября 1999 года, хотя богослужения совершались здесь уже многие годы.
Сегодняшняя улица Ситси к началу 1890 года была частью большого пустыря. У берега моря рос тростник, хорошо ловилась рыба. Тихое и спокойное место.Люди были видны лишь по воскресеньям,когда покойников везли хоронить на Коплиское кладбище.
Все изменилось в самом конце XIX века. Джон Эльфенбейн подал прошение в Таллинскую горуправу о выделении земли под строительство фабрики. 24 августа 1898 г. горуправа своим решением удовлетворила просьбу. 23 февраля 1899г. начали строительство прядильно-ткацкой фабрики. В конце XIX – начале XX века на “Балтийской мануфактуре”, крупном предприятии по тем временам, трудилось много рабочих, живших в бараках неподалеку.
1913Для нужд работников дирекция на территории фабрики построила каменную покойницкую, которая усилиями благочестивых людей была перестроена впоследствии в часовню, а затем в 1913 г. и в церковь. Иконы, утварь и облачения были пожертвованы различными таллинскими храмами. Иконостас в церкви небольшой и был устроен из двух икон,которые и сейчас находятся в храме.
В конце 70-х годов к храму была пристроена небольшая трапезная и комната священника. Большой капитальный ремонт проводился в 1998-1999 годах: был усилен фундамент, установлен купол, которого раньше не было, реконструирована крыша. В храме стало светлее, и он как бы весь устремился вверх.
Судя по некоторым находкам, сделанным при производстве работ, первоначальное строительство основной части храма может быть отнесено, возможно, даже к середине XIX века.

Священники Храма в честь иконы Божией Матери “Всех Скорбящих Радость”
В часовне завода, а впоследствии в храме служили ( в начале причт не создавался) иерей Покровский (?-1922), протоиереи: Александр Венчаков (1922-1926), Иоанн Стратонович (1926-1940). Настоятели прихода: создатель прихода, по благословению архиепископа Таллинского и Эстонского Павла (Дмитровский), – протоиерей Валерий Поведский (январь/февраль 1944-8.07.1949), Михаил Рауд (1949-18.09.1952), Конон Колон (24.12.1951-1952), протоиереи: Андрей Ратковский (18.09.1952-2.02.1960), Николай Когер (24.03.1960-1979), Пётр Нэньчук (1979-18.03.1982), Александр Ручкин (1983-1990), Леонтий Морозкин (1990-2003), Сергий Иванников (1.06.-1.11.2003), Диакон Сергий Лийв (2005-2006), Андрей Мере (2003-).
Протоиереи-псаломщики: Михаил Рауд (1960-10.09.1967), Феодор Блейве (1967-1972). Псаломщик: Владимир Беренс (1974-1975).

Покровский. Предположительно: Покровский Владимир Матвеевич (1872-1942), протоиерей. С должности священника 178 пехотного Введенского полка назначен священником ревельского храма Симеона и Анны (1901-1919), священник храма св.Николая в Таллинне на ул.Вене (1919-1942), 4-го ревельского русского госпиталя Северо-Западной Армии (СЗА) (1920), Иоанно-Предтеченского храма в Таллинне-Нымме (1941-1942). Похоронен на таллиннском Александро-Невском кладбище.
Ванчаков (Венчаков) Александр Петрович (??-1962). hram-aleksandrvanchakovСвященник Рижского полка, 2-го полка Ливенской дивизии СЗА (с 6.08.1919), Преображенского храма в Ору (до 1922).
Последний духовник Либавского стрелкового полка протоиерей о.Александр Ванчаков служил в Таллинне, в церкви во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости» при Балтийской мануфактуре.
В начале декабря 1927 г. по приглашению митрополита Евлогия выехал во Францию и далее в Бельгию, где возглавил Свято-Троицкий приход в г.Шарлеруа, организованный ветеранами Корниловского ударного полка. Позже служил в Вене ,где в 1920 г. стараниями российских эмигрантов возник Венско-Баденский православный приход в домовой церкви (по свидетельству митрополита Евлогия, «маленький, слабенький, едва влачит существование»). После ряда неудачных назначений владыка решил поручить приход протоиерею о.Ванчакову — «хорошему батюшке старого типа».
Спустя какое-то время после открытия в 1945 г. Свято-Николаевского собора о.Александр был назначен его настоятелем и в этом качестве пребывал вплоть до 1951 г.Митрофорный протоиерей Ванчаков умер в Брюсселе в 1962 г.
hram-ioastratonovichИоанн Стратонович (19.07.1872 -15.12.1951) митрофорный (1946) протоиерей (1922). Рукоположен во диакона и иерея в 1897 в Могилёве. Родом из Могилевской
губернии. Его биография была тесно связана с российской императорской армией: с момента окончания в 1897 Духовной семинарии он много лет своего пастырского служения провел при разных полках в должности полкового священника. В частности, Первую мировую войну он прошел вместе с лейб-гвардии
Кирасирским Его Величества полком. Заревностную службу И.Стратонович был награжден многими орденами и наградами, в том числе и золотым наперсным
крестом на георгиевской ленте, который получил за пребывание на поле боя под огнем неприятеля. Высочайшим приказом от 13. 11. 1915 был награжден орденом Св.Анны 3-йстепени с Мечами и бантом. После Октябрьской революции был назначен настоятелем Екатерининского собора в Петрограде. Во время Гражданской войны был в СЗА.
1 марта 1920 г. 2-й сводный армейский госпиталь СЗА, располагавшийся на территории Русско-Балтийского завода в таллиннском районе Копли, был переформирован в русский госпиталь № 2. О.Иоанн Стратонович являлся штатным священником этого госпиталя, по закрытии которого до 1922 г. окормлял паству прихода местной церкви Св.Николая Чудотворца.
С 1926 по 1940 г. совершал богослужения в храме во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости» при Балтийской мануфактуре.
Состоял в объединении Георгиевских кавалеров Эстонии. 5 октября 1940 г. о.Иоанн вновь вернулся в лоно Никольской церкви и прослужил в ней по 13 июня 1946 г., после чего состоял в клире кафедрального Александро-Невского собора. 15 августа 1950 г. был переведен в Нарву, где и и скончался 15 декабря 1951 г. (похоронен в пещерах Псково-Печерского монастыря).
hram-valerijpovedskiПоведский Валерий Владимирович (16/29.10.1901, Тверская губерния – 13.03.1973, Таллинн), из дворян и семьи потомственных священников. Окончил Высшее Московское Военно-технологическое училище (1929, ныне им. Баумана), рукоположен во диакона и иерея (СССР,1938), угнан с семьёй немецкими оккупационными властями в Эстонию (1943) из Орловской области, содержался в концлагере Пыллькюла и под личное поручительство протоиерея Иоанна Богоявленского и священника Михаила Ридигера был освобождён. Священник Никольской церкви в Таллинне (1943-1944, 1959-1973), настоятель Скорбященского прихода в Таллинне (1944-1947), протоиерей (1958), последний настоятель Таллиннского подворья Пюхтицкого монастыря (1947-1959), похоронен на таллиннском Александро-Невском кладбище.
В конце 1943 года постоянные прихожане нашего храма узнали, что недалеко поселился священник – отец Валерий Поведский, выходец из известной московской церковной общины священников Алексия и Сергия Мечевых и незадолго до этого освобожденный из лагеря для перемещенных лиц. Батюшку пригласили послужить в храме, а в феврале 1944 года Указом архиепископа Павла (Дмитровского) он был назначен настоятелем. Тогда же был открыт и самостоятельный приход.
Несмотря на трудное военное время, о. Валерий стал очень часто служить, почти каждый день совершал Божественную литургию. Постоянного хора в храме не было, и пели те, кто мог, кто приходил в храм. Когда возникала необходимость, то пела и читала матушка о. Валерия Надежда Георгиевна.
Характерно, что число верующих, посещавших в то время храм, изначально было максимально возможным для этого помещения- 100- 120 человек.

Из отчета священника
1945г. Осуществлялся сторожем обход часовни два раза в сутки: в 5.00 и в 22.00, что, на мой взгляд, свидетельствует о бережном отношении к храму.
Здание церкви стоит на жилищном балансе фабрики, оно не страхуется и не облагается налогом и земельной рентой.
1946г. Храмом приобретены две богослужебные книги.
1947г. По рабочим дням ежедневно совершается вечерняя и утренняя служба и литургия. Поют все желающие без руководителя.
1948г. В этом году было введено обязательное приобретение облигаций государственного займа, которое распространялось и на церкви.
Посещаемость храма прежняя – 90-120 человек. Хора нет, поют любители без регента.

Рауд (урождённый Решкин) Михаил Симеонович (30.12.1900, Венкюла 19.06.1985, Таллинн).
Окончил вольнослушателем Печорскую Духовную семинарию. В 1935 году рукоположен во диакона и во священника. В 1930-х – в Нарве, священник в Венкюла (1935-1944). 5.08.1937-1.11.1940 – священ ник Никольской церкви (эстонский приход) в Нарве, 18.03.1939-7.02.1940 – священник Знаменской церкви. 12.05.1940 1944 – вновь в Никольской церкви Нарвы/ Ивангорода, окормлял в 1942-1944 приходы в Ямбургском уезде: Сойкино, Удосолово, Краколье, деревни прихода Кейкино. Священник лагеря военных беженцев на Ханко (Финляндия). Репатриирован в Эстонию (1945). Служил настоятелем храма Василия Великого в Юуру (1945-1951), Вознесения Господня в Ангерья (1947), в таллиннском Скорбященском приходе (Ситси) (1947 1952). 2-й секретарь Таллиннской епархии, благочинный Таллинна. 18.09.1952-1959 – Клирик церкви святителя Николая Чудотворца. Таллинн, ул.Вене. 1959-1960 – в Омской епархии. Псаломщик в таллиннском Скорбященском приходе (ул. Ситси) (1960 1967), настоятель Богоявленского храма в Йыхви (10.09.1967-11.06.1983). Митрофорный (1974) протоиерей (1952). Орден прп. Сергия Радонежского 3 ст. (1981). Похоронен на таллиннском Александро-Невском кладбище.
Из письма в газету «Северное слово» (Ревель). 1942. № 41 (27 августа).
«Мы, жители дер. Куровицы, Манновка и Орлы, приносим свою глубокую благодарность священнику-миссионеру о. Михаилу Рауду за те отрадные богослужения, которые он совершает безвозмездно в наших деревнях.
Никогда никому не отказывая в совершении треб, много отрады вносит он в сердца наши своими простыми, ясными проповедями, призывая заблудших и отпавших от веры православной вернуться к Богу. Много света, веры, теплоты и любви внес он в сердца наши, и многих привел он снова в лоно церкви православной.»
Из отчета священника:
1949г. В документах за этот год впервые фигурирует отчёт настоятеля о патриотической деятельности, что свидетельствует об усилении контроля государства за деятельностью церкви.
Цитата из отчёта: «Настоятель с церковной кафедры воодушевлял, внушал и внедрял в верующих любовь к Родине, к честному труду и бережному обращению к социалистической собственности. О днях государственной важности всегда заблаговременно объявлялось и объяснялось верующим с призывом в эти дни посещать Александро–Невский собор, куда всё Таллиннское духовенство сходилось и совместно с верующими в молитве отмечало знаменательные даты государственной жизни и его деятелей».
Настоятель в своём отчёте отмечает, что материальная сторона церкви очень скромная и труд на благо церкви носит исключительно идейнонравственный характер.

Колон Конон Павлович (1.01.1894, Рига-10.06.1955, Ангерья).
Сын протоиерея. Окончил в Ревеле Александровскую гимназию и был свободным слушателем в Рижской Духовной Семинарии (1913-1915). Ораниенбаумская Военная школа (1915). Участник 1-й Мировой войны, был в плену. Вернулся в Эстонию в 1930 году. Псаломщик в Мынисте-Ристику (1934). Рукоположен во диакона (1934) епископом Печерским Николаем (Булин). Служил внештатным диаконом в Мынисте-Ристику.Рукоположен во иерея (1935) митрополитом Таллиннским и всея Эстонии Александром (Паулус). Служил иереем в Ангерья (1935-1940, 1948), замещающим в Мярьамаа, Юуру и Тюри. Ушёл на покой (1940-1948). В Пайде служил с 1948 до своей кончины, замещающий в Юуру (1952-1955), Тюри (1948-1955), таллиннской Скорбященской церкви (ул. Ситси) (1951-1952). Похоронен на кладбище в Ангерья.
Из отчета священника:
1951г. Производились ремонтностроительные работы: внутренняя окраска всей церкви, починка печей и дымоходов, отремонтирована прихожая и прочие ремонтные работы вокруг церкви и колокольни. Денежные покрытия из церковных поступлений.

Ратковский (Радковский, Ротковский) Андрей (1888-22.02.1960) протоиерей, священник (Никольского?) храма с. Ольгин Крест Гдовского уезда СанктПетербургской губернии (1920–1938). Настоятель храма Рождества Богородицы в Алайые (1938-1952), храма во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости» (1952-1960) в Таллинне. Похоронен на таллиннском Александро-Невском кладбище.
Из отчета священника:
1952г. Посещаемость храма велика, и, ввиду того что церковь очень мала, в двунадесятые праздники и в воскресные дни не вмещает всех желающих, необходимо пристроить новый алтарь, а старый соединить с площадью храма. Составлена смета на капитальный ремонт.
Произведена опись участка и храма: пл. храма без алтаря – 40 кв.м., алтарь пл.- 12 кв. м. Колоколов: 1- 35кг., 2- по 10кг. Земельная пл. церкви- 243 кв.м. используется как территория для крестного хода. Ограда церкви- 60,5 м., она огораживает территорию не полностью и нуждается в кап. ремонте. Ограда дощатая, частично имеет бетонные столбы.

hramnikolajkogerКогер Николай Михайлович (6.10.1909, Юрьев-7.01.1989, Таллинн) протоиерей, церковный историк. После тартуской русской гимназии и учёбы на юридическом факультете Тартуского университета (1932-1933) рукоположен во диакона (1940), служил в таллиннском Александро-Невском соборе (1940-1941). Воевал в составе Советской Армии (19411945). Рукоположен во иерея (1945). Служил в тартуском Георгиевском приходе и замещающим – в Вынну-Кярса (19451947), в Ангерья (1947-1948), в Пайде (1945-1948) и Тюри (1948). 1948-1950 – Псковская епархия. Служил настоятелем пярнуской Преображенской церкви. (12.05.-9.11.1950) и Екатерининской церкви в Выру (1950-1951). 1951-1956 – Вологодская и Пензенская епархии. С1956 – в Эстонии. Настоятель Скорбященского храма в Таллинне (24.04.1960-1979). За штатом с 1979 года. Похоронен на таллиннском кладбище Лийва.
Из отчета священника:
1961-62гг. В рапорте на имя Преосвященного Алексия Епископа Таллиннского и Эстонского говорится о тревожности жизни в храме. В связи с политикой государства настоятель отстранён от руководства приходом. Власть перешла в руки церковного совета.
1964г. Впервые возникает угроза закрытия церкви. Связано это с застройкой близлежащих районов. Тревожит положение церкви. Отмечается рост посещаемости храма за счёт заселения новостроек. Проводятся провокации: появляются наклейки на дверях и заборе храма о том, что службы не будет.
1968г. Уполномоченный по делам религии категорически не согласен с перестройкой храма, а соглашается только на его ремонт, так как существует реальная опасность сноса церкви. Предполагаемый снос церкви обусловлен тем, что строительство новых зданий идет вплотную к храму.

Нэньчук Пётр Алексеевич (29.01.1918, Волынь-18.03.1982) протоиерей. Кореец по национальности. Окончил Ленинградские Духовную семинарию (1949) и Духовную академию (1953). Регент церковных хоров в Вильнюсе, Нарве, Минске, Курске. В 1968 году рукоположен во священника. Настоятель и регент Скорбященского храма в Таллинне (1979/1982). Похоронен на таллиннском Александро-Невском кладбище.
hram-leontijmorozkinМорозкин Леонтий Филиппович (3.04.1956, Ленинград) протоиерей (2000). Окончил Ленинградский Военно-механический институт, Ленинградскую Духовную семинарию (1989) и Петербургскую Духовную академию (1993). Кандидат богословия.Рукоположен во диакона в декабре 1988 митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (Ридигер) и во иерея 21.10.1990 епископом Таллиннским Корнилием (Якобс). Диакон Александро-Невского кафедрального собора (1988-1990). Клирик Александро-Невского кафедрального собора с 20.05.2003. Церковный публицист и церковный цензор газеты ЭПЦ МП – «Мир Православия» (с 1998). Медаль св. кн. Даниила Московского (1996, РПЦ), медаль свщм. Исидора Юрьевского (16.03.2010,ЭПЦ МП).
В своем нынешнем виде храм выстроен в 1997-1999 при настоятельстве иерея Леонтия Морозкина, по инициативе и попечительстве жителя Таллинна Владимира Илляшевича, при поддержке депутата Таллиннского горсобрания Виктора Тарасова, и.о. городского головы Таллинна Пеэтера Леппа и городского головы Таллинна Иви Ээнмаа. Руководитель строительства – инженер Николай Мильвович (Таллинн).
hram-aleksandrrichkinРучкин Александр Владимирович (2.05.1961, Севастополь) протоиерей (1992). Окончил Ленинградскую Духовную семинарию (1983). Рукоположен во диакона 30.08. и во иерея 27.09.1983 митрополитом Таллиннским и Эстонским Алексием (Ридигер). Настоятель Скорбященского храма Таллинна (27.09.198317.09.1990), клирик таллиннского Александро-Невского собора с 1990. Орден прп. Сергия Радонежского 3 ст. (2003, РПЦ), медаль свч. Исидора Юрьевского (2011, ЭПЦ МП).
hram-sergijioannikovИванников Сергей Иванович (епископ Барнаульский и Алтайский Сергий) (29.08.1957, с.Троицкое, Орловской обл.) Окончил Московские Духовную семинарию и Духовную академию (1986) со степенью кандидата богословия, рукоположен во диакона (1985) и иерея (1986) епископом Дмитровским Александром; служил священником в ПюхтицкомУспенском женском монастыре (1987-1992), нарвском Воскресенском соборе –1992 (с настоятельством), одновременно выполнял обязанности настоятеля в приходах Рождества Богородицы в Алайыэ и Ильинского храма в Васкнарва, протоиерей (1995), строитель храма в Нарве в честь иконы Божией Матери «Нарвская» с приделом Праведного Иоанна Кронштадтского (1998-2001), настоятель таллиннского кафедрального собора в честь святого благоверного князя Александра Невского собора и член Синода ЭПЦ МП (1.06.20001.06.2003). Обрёл гражданство Эстонии «за особые заслуги». 1.06.-1.11.2003 – настоятель храма во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости» в Таллинне. 1.11.2003-25.03.2004 – сотрудник ОВЦС МП (Москва).Монашеский постриг – 5.01.2004 (Смоленск). Возведён архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием в сан игумена (2004). hram-sergijioannikov2Затем – служение в миссии РПЦ в Иерусалиме (2004-2006), настоятель в храме во имя святого великомученика Георгия Победоносца при Посольстве Российской Федерации в Чехии (Прага) (11.04.2006-12.10.2007), переход в клир Православной Церкви в Чешских землях и Словакии, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанском кладбище в Праге (2007-2011). Архимандрит – возведён в сан Блаженнейшим Христофором, Архиепископом Пражским, Митрополитом Чешских земель и Словакии (8.01.2008). Клирик Московской епархии (с 2012).
Епископ Каменский и Алапаевский (2012). Епископ Барнаульский и Алтайский (с 29.05.2013). Медаль св. кн. Даниила Московского (1996, РПЦ). Медали прп. Сергия Радонежского 2 ст. (1985, РПЦ) и 1 ст. (2001, РПЦ), ордена прп. Сергия Радонежского 3-й ст. (РПЦ, 2007), 2-й ст. (РПЦ, 2012). Орден Чешской Православной Церкви: Золотой Крест св.Мефодия и Кирилла (2007). Почётный гражданин гор. Нарвы (2003).
hram-andresmereМере Андрес Роландович (13.03.1965, Таллинн), протоиерей (2010). Окончил Таллиннский техникум железнодорожного транспорта (1984), служил в Советской Армии в составе ЮГВ (1984-1986), окончил Таллиннский Технический Университет (1991), Московскую Духовную Семинарию (2011 заочно). Рукоположен во диакона 23.04.1993, во иерея 03.09.1995 митрополитом Таллиннским и всея Эстонии Корнилием (Якобс). Диакон Таллиннского Иоанно-Предтеченского храма (1993-1995), настоятель Раквереского храма Рождества Богородицы (1995-1999), клирик Александро-Невского кафедрального собора (19992000), второй священник Йыхвиского Богоявленского храма (2000-2003), настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (2003- ), организатор летнего детского лагеря «Лукоморье»(2007- )
hram-andresmere-kresnhod

День сегодняшний

Сегодня приход живет полной жизнью. При храме с 2003 г. действует детская воскресная школа. В настоящее время ребята занимаются в трех возрастных группах. В 2007 году открыл свои двери детский православный лагерь «Лукоморье», в котором каждое лето две недели отдыхают около 40 детей. В храме сделан большой внутренний ремонт. Оштукатурены и окрашены стены, реконструирована алтарная перегородка, установлены новые царские врата и дьяконские двери, благоустроена территория, действует автономная система отопления, построена первая часть новой трапезной. С 2003 г. по настоящее время настоятелем храма является протоиерей Андрей Мере.
История нашего храма продолжается….

hram-ioastratonovich-prihod

hram-andresmere-prihod